Рекомендации и советы, которые помогут выбрать хороший коньяк.
Коньяк — это виноградный бренди, изготавливаемый в департаменте Шаранта (Франция). Он характеризуется янтарно-золотистым цветом, ароматом дуба, ванили, сухофруктов. В этой статье мы расскажем о том, как и из чего производится настоящий коньяк, о классификации французского бренди, о крупнейших производителях напитка, а также о том, как выбрать хороший коньяк.
Главная отличительная особенность коньяка — география его производства, которая определена на законодательном уровне. Настоящий коньяк изготавливается к северу от знаменитой провинции Бордо, в департаменте Шаранта, а точнее — в аппелласьоне Коньяк (Cognac AOP). В этом регионе производители придерживаются строгих правил, регулирующих технологию производства, сроки выдержки и качество коньяка.
При выборе коньяка стоит помнить, что различные сорта в той или иной степени передают особенности терруара — местности, а точнее субрегионов, в которых они были изготовлены. Во Франции таких субрегионов существует шесть:
Гран Шампань — в этой местности изготавливаются легкие, ароматные о-де-ви с преимущественно цветочным букетом. Для раскрытия потенциала они требуют длительной выдержки. Что касается объемов производства, то в Гран Шампани производится около 17% коньячных спиртов.
Слово "Шампань" в названии региона не случайно — эта местность имеет много общего со знаменитой винной провинцией. И особенно в том, что касается климата и почв: они такие же глинистые, известняковые, песочно-меловые, достаточно тонкие и пористые, идеальные для выращивания винограда с высокой кислотностью.
Пти Шампань — почвы этой местности схожи с Гран Шампанью, однако менее пористые и мягкие. Как и в Гран Шампани, виноградники преимущественно располагаются на холмах, однако здесь они меньше по размеру и не такие пологие. Местные спирты также имеют много общего, особенно в том, что касается цветочного букета, однако они не столь утонченные, менее изысканные. В Пти Шампани производится около 22% коньяка.
Бордери — самый маленький коньячный субрегион (здесь производят около 5% коньяка). Он славится спиртами с округлым вкусом и хорошо узнаваемым ароматом фиалок.
Фин Буа — большая часть коньяков производится именно здесь (до 43% от объема производства). Местные спирты очень быстро достигают оптимальной зрелости и характеризуются ароматом свежевыжатого виноградного сока.
Бон Буа и Буа Ординер — в наибольшей степени подвержены влиянию Атлантики. Спирты этой местности известны определенной грубостью и мужественностью, которые не свойственны о-де-ви других регионов.
В отдельную категорию выделяют коньяки Фин Шампань (Fine Champagne) — они производятся из спиртов Гран и Пти Шампани, при этом большую часть в купаже составляют спирты Гран Шампани (не менее 50%).
Для изготовления коньяка используют виноград Уньи Блан, а также Фоль бланш и Коломбар. Уньи Блан (который в Италии называют Треббьяно Тоскано) является основным сортом коньячного региона: здесь он выращивается на 80 000 гектарах земли, что составляет 98% от общей площади виноградников. К допустимым сортам также относят Фолиньян, Монтиль, Семильон.
Независимо от происхождения все коньяки проходят три основных этапа производства:
На первоначальном этапе изготавливается базовое белое вино — благодаря прохладному климату, оно получается очень кислым, с низким содержанием сахара и алкоголя (около 7-9%).
Примечательно, что в департаменте Шаранта по закону добавлять сахар или сульфиты в базовое вино нельзя — к дистилляции допускается вино в чистом виде, без каких-либо примесей или добавок. Смягчить вкус вина можно лишь путем малолактической ферментации, в процессе которой яблочные кислоты превращаются в молочные, становятся мягче.
Коньячные спирты перегоняются на специальных медных шарантских кубах-аламбиках. Непрерывная дистилляция (ректификация), как в случае водки, джина и некоторых сортов виски, недопустима.
В результате двойной перегонки получается прозрачный спирт, именуемый во Франции о-де-ви (eu-de-vie) — вода жизни.
Максимальная крепость таких спиртов составляет 72,4%. Они характеризуются насыщенным фруктовым ароматом, преимущественно персика и других садовых фруктов.
В департаменте Шаранта сроки дистилляции строго оговорены: она начинается не ранее 1 ноября и заканчивается не позднее 31 марта. Выдержка коньяка обычно следует сразу за перегонкой — с 1 апреля года после урожая. Именно с этого момента отсчитывается возраст коньяка. Исключение составляют винтажные сорта, у которых на этикетке указывается год урожая.
Свой насыщенный янтарный цвет и богатый аромат карамели, кофе, кожи, пряностей и дерева коньяк приобретает за время выдержки в дубовой бочке. Чем дольше выдерживается напиток, тем более темный и глубокий цвет он приобретает — исключение составляют коньяки, выдержанные в старом дубе — они могут быть и светлыми, так как старое дерево не отдает столько пигмента, как молодое.
В большинстве случаев для выдержки используется скальный или черешчатый дуб, выращенный в лесах Лимузена и Тронсе. Скальный дуб при этом дает меньше танинов и больше метилокталактонов, от которых напиток приобретает ноты дерева, колы, кофе и кокосового ореха. По закону, коньяк должен быть выдержан в таких бочках не менее двух лет.
За время выдержки часть спиртов испаряется (около 2% от общего объема, что примерно равняется 20 миллионам бутылок в год). Этот феномен называется "Долей ангелов" — в старину считалось, что именно они забирают часть коньяка себе.
Крепость коньяка в бутылке обычно составляет 40%. Чтобы достичь этой цифры, спирты после выдержки разбавляются чистой, дистиллированной водой. Не разбавляются коньяки бочковой крепости (Cask Strength) — понижение крепости до 50-60% происходит естественным образом, в процессе выдержки.
Помимо воды, для придания цвета и аромата в коньяк допустимо добавлять карамельный краситель, сахар и буазе — воду, в которой прокипятили дубовую стружку. Также на стружке могут быть настояны молодые спирты — это называется буазажом или искусственным состариванием коньяка. Такая технология редко применяется при производстве напитков премиум-класса, однако широко используется в массовом производстве коньяков категории VS.
Срок выдержки коньяка и его возраст напрямую влияют на качество и цену. Молодые коньяки имеют более простой, незамысловатый вкус, не столь насыщенный аромат. Зрелые коньяки, в свою очередь, могут демонстрировать сложную вкусоароматику, а опытные дегустаторы способны различить в их вкусе несколько десятков уникальных нот и оттенков.
По закону срок выдержки коньяка не может быть менее 2 лет. При этом время отсчитывается не с момента сбора урожая, а с апреля следующего года — примерно тогда бочки с коньячными спиртами опечатываются и оставляются в погребах для последующей выдержки. Следует учитывать, что коньяк, как и другие дистилляты, взрослеет только в бочке. В отличие от вина, он не меняет своих вкусовых характеристик в бутылке. Вот почему при соблюдении правильных условий хранения коньяк практически вечен.
Существует несколько систем классификации коньяка по возрасту:
У отечественных ординарных и марочных коньяков срок выдержки определяется звездочками — по одной звезде за каждый год:
У коллекционных российских и армянских коньяков срок выдержки или возраст может указываться и цифрами, по аналогии с виски — например, в линейке армянского коньяка Ной есть напитки с возрастом от трех до пятидесяти лет.
Некоторые отечественные и армянские производители до сих пор используют популярную в СССР буквенную маркировку, которая так же, как и звездочки, указывает на возраст напитка и используется для марочных коньяков:
Французский коньяк классифицируют по сроку выдержки: VS, VSOP, XO. Большинство коньяков при этом представляют собой купажи — они изготавливаются из спиртов разного срока выдержки, года производства, региона. Нередко в купаже коньяка присутствует сотня спиртов, что позволяет добиться идеально сбалансированного букета. Возраст коньяка определяется самыми молодыми спиртами в его купаже:
Помимо этого существуют и другие категории коньяков: Наполеон, Экстра, Hors d'Age, винтажный, двойной выдержки и т.д. Самыми ценными и редкими считаются коньяки Heritage — их срок выдержки может составлять 50 и более лет.
Любопытно, что лишь 2-3% коньяка продается во Франции. Остальное идет на экспорт. Крупнейшими же рынками считаются США, Сингапур и Китай.
Производством коньяка во Франции занимаются около 350 коньячных домов, однако большая часть французского бренди (около 90%), поступающего на рынок выпускается под одной из пяти марок:
В большинстве случаев мелкие производители перепродают о-де-ви крупным брендам, а под своим именем выпускают лишь несколько тысяч, а иногда и сотен бутылок, причем исключительно на местный рынок. Хорошая новость заключается в том, что крупные коньячные дома неустанно следят за качеством своей продукции и собственной репутацией, а потому купить хороший коньяк выдержкой от 2 до 50 лет можно практически в любой точке мира.
Об истории бренда Courvoisier смотрите видео на нашем Youtube канале. В нем бренд-амбассадор Александр Чернявский делится интересными фактами о самых популярных, флагманских релизах легендарной марки.
При выборе коньяка внимание следует обращать на бренд: в подарок всегда лучше приобретать напитки известных марок, которые у всех на слуху и имеют определенный вес, так называемую статусность.
Не менее важным аспектом является возраст коньяка. Так, бренди категорий VS и VSOP лучше всего подходит для коктейлей, шумных мероприятий, где количество важнее качества. Премиальные же коньяки длительной выдержки (категории XO, Hors d'Age, Extra) можно рекомендовать в подарок, по случаю юбилея или другого важного события.
Что касается географии, то утонченные коньяки Гран и Пти Шампани, а также категории Fine Champagne, которыми, например славится дом Remy Martin, лучше подойдут для гурманов, тогда как продукция Бон Буа — людям, которые предпочитают употреблять коньяк с сигарой.
Хороший, качественный коньяк — отличный подарок, но только если есть уверенность, что человек действительно оценит его. Для начала необходимо убедиться, что тот, для кого приобретается коньяк, употребляет спиртное в принципе и отдает предпочтение именно виноградному бренди, а не, к примеру, виски. Если сомнений нет, то ориентироваться можно на следующие критерии:
Акцизная марка на бутылке коньяка или любого другого алкогольного напитка позволяет проверить его оригинальность и отследить весь путь от производителя до продавца. QR-код ЕГАИС (Единой государственной автоматизированной системы) позволяет сделать это прямо в магазине: достаточно отсканировать код с помощью мобильного приложения, и вся нужная информация отобразится в считанные секунды.
При покупке алкоголя важно проверять целостность упаковки — акцизной марки, пробки, этикетки. Это касается и недорогого бренди, и премиального коньяка. Этикетка, контрэтикетка, акцизная марка на горлышке бутылки не должны быть повреждены.
Качественный коньяк можно найти не только в супер-премиальном ценовом сегменте, но и в бюджетном. Важно при этом знать, что влияет на стоимость продукции: география производства, затраты на производственные процессы и логистику, известность бренда, лимитированность партии (как правило, зрелые коньяки выпускаются более ограниченными партиями, чем бренди категорий VS и VSOP).
Из недорогих коньяков неизменной популярностью пользуется продукция армянских и грузинских производителей — при больших сроках выдержки (10 лет и более) стоимость этих напитков относительно невысока.
Один и тот же коньяк может выпускаться в бутылках разного объема — от 0,5 до 1 литра, что также влияет на стоимость
Если говорить о французских марках, то приемлемым соотношением цены и качества известны коньяки категории VSOP. Обратить внимание здесь стоит и на большую коньячную четверку (Hennessy, Remi Martin, Courvoisier и Martell), и на менее известные дома — менее именитые бренды нередко предлагают продукцию высокого качества по более скромной цене.
Сайт содержит информацию для лиц старше 18 лет. Подтвердите свое совершеннолетие для доступа.
К сожалению, мы вынуждены отказать вам в доступе, так как сайт предназначен для лиц старше 18 лет. Демонстрация информационных материалов и реализация алкогольной продукции в магазине осуществляется только для достигших совершеннолетия посетителей.
Отзывы с текстом имеют больший вес в рейтинге напитка и влияние на мнение покупателей, а также учитываются при расчете вашей скидки.